Как жителям добиться ремонта подъезда?

Весна и лето - время проведения ремонта, в том числе и в подъездах жилых домов. Что должны отремонтировать и что делать жителям, если ремонт проводить не предполагается?

После завершения отопительного сезона управляющая компания (УК) должна провести плановый осмотр здания, чтобы определить, что нужно отремонтировать или заменить. Такой осмотр проводится без особых просьб или напоминаний со стороны жителей. УК должна изучить состояние здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство.

Затем составляется акт осмотра, план-график подготовки дома к будущей зиме, принимается решение, в каком объеме и когда проводить работы.

При этом УК нередко пытаются убедить жильцов, что ремонт подъезда не входит в их обязанности и возможен только за счет собственников квартир. Однако содержание подъезда входит в обязательный перечень работ, которые должны исполняться обслуживающими организациями. А счет за подобные работы ежемесячно выставляется собственникам жилья в квитанциях на оплату в графе "содержание жилого фонда". То есть эти работы уже авансированы собственниками жилья.

Кроме того, управляющая компания обязана проводить ремонт в подъезде раз в 3-5 лет (в зависимости от типа здания и физического износа). Ремонт может проводиться и чаще, но уже только по желанию собственников, оформленном протоколом общего собрания.

Случается, что управляющая компания отказывается производить ремонт, ссылаясь на отсутствие такого обязательства в договоре управления многоквартирным домом, заключенного с собственником. Такой отказ неправомерен, поскольку УК обязана выполнять подобные работы вне зависимости от того, есть ли в договоре условия об этом или нет.

Чтобы добиться текущего ремонта подъезда, нужно сначала направить в УК претензию. Многие полагают, что претензию обязательно нужно подавать от всех собственников в виде коллективного обращения, но это не так. Содержание жилья - это услуга, оплачиваемая каждым из собственников, и в случае неоказания такой услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества каждый из собственников вправе требовать ее получения в необходимом объеме самостоятельно. Коллективная жалоба чаще воспринимается более серьезно, но несколько отдельных претензий в адрес УК - ничем не хуже. Подать претензию можно традиционными способами: почтовым отправлением с описью вложения или лично при визите в УК, получив отметку о вручении на втором экземпляре. А можно сделать это, не выходя из дома - через платформу ГИС ЖКХ (вход на платформу - через учетную запись портала госуслуг). Срок ответа на обращение через ГИС ЖКХ составляет 30 календарных дней.

Если ремонта в подъезде не было более пяти лет, одновременно с подачей претензии в УК можно направить жалобу в жилинспекцию. Это можно сделать через портал госуслуг. В жалобе надо указать на необходимость проверки деятельности УК. Отправляя претензию или жалобу в электронном виде, можно прикрепить к сообщению договор с УК, фотографии подъезда и другие дополнительные документы. При написании претензии об оказании услуг ненадлежащего качества лучше в первую очередь перечислить дефекты, которые связаны с подготовкой здания к следующей зиме, а уже потом те, что относятся к косметическим недочетам. Это позволит быстрее добиться результатов, поскольку подготовка к зиме - это вопросы безопасности и благополучия жилой среды. Разбитые стекла, треснувшие оконные рамы, сквозные щели на улицу, уплотнение по периметру входной двери, лестницы и перила, обвалившуюся штукатурку на потолке УК отремонтирует с большей вероятностью, поскольку это угрожает безопасности жильцов и может стать причиной колоссальных теплопотерь в холодное время года. Управляющей организации будет сложно оспаривать необходимость таких работ, в том числе в суде. Кроме того, жилинспекция, как и администрация муниципалитета, в подобной ситуации в большинстве случаев будет на стороне жильцов.

Когда удалось добиться от УК проведения ремонта, собственникам необходимо выбрать из числа жильцов инициативную группу, которой поручить получение от УК плана работ и проверку их выполнения. Часто результат отличается от первоначального плана как по объему работ, так и по качеству. Поэтому важно регулярно отслеживать ход работ, фиксировать их этапы на фото и видео. Это поможет при необходимости доказать, что технологический процесс был нарушен, использовались не те материалы, которые указаны в смете, что и привело к неудовлетворительному качеству. Если рабочие не вывозят строительный мусор, не провели уборку после окончания ремонта, регулярно отсутствуют на месте работ - нужно снова подавать жалобу в УК. Это требует времени, сил и настойчивости, зато позволит в ближайшие годы жить в более комфортном и безопасном доме.

Последние инстанции в борьбе за отремонтированный подъезд - это суд и прокуратура. В суде можно добиться принуждения УК к выполнению ремонта, а в прокуратуре - призвать к ответственности за неисполнение судебного решения и предписаний Госжилинспекции.